Как решать 18 задание ЕГЭ-2024 по обществознанию: методика подготовки и пошаговый разбор

Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом общественных наук, а также  умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов. Для его выполнения выпускник должен  уметь оценивать социальную информацию, а также осуществлять её поиск в различных источниках.

По мнению Рене Декарта,  определение значения слов может избавить человечество от половины заблуждений.

«Понятие» представляет собой  мысль, отражающую суть и признаки предмета или явления. Термином является  название понятия.

Необходимо учитывать, что обществознание является комплексной учебной дисциплиной, включающей в себя основы различных гуманитарных наук: философия, социология, политология, культурология, правоведение. Поэтому выпускник, сдающий ЕГЭ, должен овладеть большим количеством терминов и понятий. Обществоведы считают, что для получения большого количества баллов, выпускнику необходимо знать более 2750 терминов. Это усложняется тем, что основной материал по обществознанию изучается с 6 по 9 класс. В 10-11 классах идёт расширение и углубление знаний. За такой длительный период времени знания могут рассеиваться и утрачиваться. Поэтому работа с обществоведческими понятиями должна проходить на каждом уроке. Знание сущности понятий – это и цель, и средство обучения. От этого зависит результат, который будет получен выпускником на ЕГЭ.

Как выполнить задание 18 в ЕГЭ по обществознанию?

Задание 18 на ЕГЭ обществознания в 2024 году − это часть составного задания к тексту. От выпускника требуется указать главные признаки понятия с последующим определением понятийной связи с опорой на текст. Необходимо найти предложение и определить вид связи:

  • причинно-следственная (зарождение или завершение явлений или процессов);
  • иерархическая (господство и подчинение, системность);
  • функциональная (имеет отношение к исполнению функций);
  • качество воздействия (степень изменения сущности явлений или процессов).

Суть второй части задания состоит в том, что ученик должен опираться на текст. Для этого он должен найти в нём соответствующее предложение и объяснить требуемую в задании связь. Чтобы выполнить данное задание на высоком уровне необходимо обладать системой знаний по обществознанию.

Как правильно сформулировать понятия?

В книге «Тематический тренинг ЕГЭ 2024» содержатся задания, проверяющие умения   определять признаки основных обществоведческих понятий. Для этого  по каждому разделу курса автор выделил  10-15 ключевых базовых понятий. Например, по разделу «Человек как результат биологической и социальной эволюции»  даётся перечень ключевых базовых понятий, для которых необходимо  указать три  существенных специфических признака:

  1. сознание
  2. потребность
  3. индивидуальность
  4. общение
  5. способности
  6. свобода
  7. мышление
  8. социализация
  9. индивид
  10. личность.

В пособии представлены развёрнутые ответы, позволяющие ученикам проверить  выполнение задания.

Пример 1. Основные признаки понятия «потребность»:

  • нужда, необходимость  человека в чём-либо;
  • осознание нужды становится мотивом для деятельности  человека;
  • необходимость чувства удовлетворения для полноценной жизнедеятельности.

Пример 2. Основные признаки понятия «личность»:

  • социально значимые качества человека;
  • формируется в обществе;
  • формируется в процессе социализации в общении и деятельности.

Как правильно сформулировать понятия по нормативным документам?

При работе с определением признаков понятий, имеющих отношение к нормативным документам, учащимся нужно быть предельно внимательными, так как каждое слово в них имеет определённое значение. Поэтому расширительное толкование здесь запрещено. В тексте некоторых заданий уже включены определенные признаки. Их выпускники не могут указать в ответе.

Например,  используя обществоведческие знания, назовите не менее трех признаков налога, как законного платежа, установленного для физических юридических лиц.

В данном случае  авторы уже указали признаки налога как  законно установленного платежа и то, что его уплачивают физические и юридические лиц. Эти признаки могли бы быть указаны в ответе, если бы о них не было сказано в условии задания.  Поэтому в случае, если ученик назовёт их –  балл за выполнение задания  не получит.

В качестве верного ответа могут  быть названы  следующие признаки, о которых автор не упомянул:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • денежная форма.

Методы запоминания понятий

Подготовка к экзамену требует запоминания большого количества терминов и понятий. Этой цели нельзя добиться без использования определенных методик. Для отработки навыков выполнения заданий, проверяющих  степень  усвоения ключевых обществоведческих понятий, в том числе и первой части  задания 18 на ЕГЭ по обществознанию, можно использовать следующие приемы:

  • визуализация - при помощи рисунков определить суть понятий. Этот способ позволяет сконцентрировать в ограниченном пространстве основные признаки понятия.
  • выделение и запоминание только ключевых признаков - попытки выучить наизусть или зазубрить формулировки  определений понятий могут не принести желаемого результата. Во-первых, понятий так много, что все определения выучить сложно. Во-вторых, когда дело доходит до ответа, получается не то, что нужно. Вроде определение есть, а понимания нет. В результате, ученик не может связать заученный текст с поставленным вопросом. Поэтому специалисты рекомендуют при работе с определением понятия выделять  (можно подчёркивать другим цветом) специфические, сущностные признаки, отличающие данный процесс или явление от других.

Например, признаками понятия «гражданское общество» являются: «относительно независимые от государства общественные отношения», «негосударственные организации», «частные или коллективные интересы», «потребности граждан».

  • установление ассоциаций – здесь нужно быть очень внимательным, так как некоторые из них  могут характеризовать и другие понятия. Поэтому от них нужно отказываться.

Например, при работе с понятием «государство», возникают такие ассоциации, как:   народ, закон, политика, армия, герб.  В этом списке есть слово «герб». Относится ли эта ассоциация только к понятию «государства»?  Гербы имеют города, политические партии, области. Поэтому эта ассоциация в данном случае лишняя.

Заключение

Подведем итоги. Главное, что хотелось бы посоветовать выпускникам, готовящимся к ЕГЭ, стремиться  глубоко осознать сущность обществоведческих  понятий. Отличными помощниками в процессе обучения станут  книги издательства Легион. В них вы найдете разнообразные задания  для  изучения теории курса обществознания и отработки необходимых для сдачи экзамена умений.  Готовьтесь к ЕГЭ с пособиями издательства «Легион». 

Книги для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Издательство «Легион» много лет выпускает полезную литературу для ЕГЭ. На 2024 год  подготовлены следующие книги:

Эти и другие книги издательства дают возможность учащимся качественно подготовиться к ЕГЭ.